27/04/2023

Содержание

  1. Витражи в церквях: история, виды и фото
  2. Витражи готических соборов: красота и загадочность
  3. Шедевры средневековых витражей: изумительная красота
  4. Окна в церкви: что это за витражи?
  5. Искусство витражей в церковных соборах: особенности декорирования
  6. Витражи Средневековья: яркий образ жизни и веры
  7. Витражи католических соборов: красота и символика
  8. Легендарные витражи Шартрского собора: прикоснись к истории
  9. Витражи в православных храмах: мифы и реальность
  10. Витражи кафедрального собора в Калининграде: культурное наследие
  11. Церковь Сен-Дени и ее витражи: запечатленная в искусстве история
  12. Витражи собора святого Вита в Праге: история и фото
  13. Количество витражей в Кельнском соборе: восхитительный вид и масштаб
  14. Витражи Йоркского собора: ремесло мастеров
  15. Кентерберийский собор и его витражи
  16. Религиозный витраж: символика и значение
  17. Витражи кафедрального собора: яркое творчество в истории и культуре
  18. Искусство церковных витражей
  19. Заключение: Как витражи создают особенную атмосферу в храмах

Витражи в церквях: история, виды и фото

Витраж в церквb

Витраж в церкви – уникальное изображение, составленное из фрагментов цветных стекол. Такие витражные картины украшают дверные и оконные проемы, купола и купольные кресты. 

У некоторых историков есть мнение, что прообразами современных церковных витражей можно считать декоративные орнаменты из полупрозрачных тонких селенитовых и алебастровых картин. Их вставляли в окна еще в Древнем Риме и Древнем Египте. Но точное время их появления на данный момент определить невозможно.

Ученые предполагают, что орнаменты в виде мозаики из цветных стеклышек впервые были сделаны в храмах Византии. Например, витраж собора Святой Софии, построенного в VI веке нашей эры. А вот панно, на которых изображали цветы, людей и животных, появились в католических соборах в X веке. 

Самый ранний сохранившийся образец датируется 1060 годом. Это витраж с росписью под названием «Голова Христа» из Вейссембургского аббатства на территории современной Франции.

Выделяют две разновидности витражных панно. На сюжетных изображаются иконописные образы. На орнаментальных – растения, животные, птицы.

Витражи готических соборов: красота и загадочность

Особенно часто встречаются витражи в церкви католической. В готических соборах романского стиля в западноевропейских городах высокие окна принято украшать яркими цветными витражными орнаментами в классической технике.

Один из ярких примеров – картины часовни Сен-Шапель в Париже. Построена она была в XIII веке на месте, где раньше был Королевский Дворец Консьержери, а теперь находится Дворец Правосудия.

Сейчас здесь самое полное собрание готического витражного искусства XIII века. Это 15 композиций, рассказывающих об основных событиях, описанных в Старом и Новом Заветах. Осматривая окна в церкви по часовой стрелке от северной стены, можно проследить всю историю. Изображения царей Соломона и Давида находятся как раз над королевской ложей.

Общая площадь витражного остекления – больше 600 квадратных метров. В основном они сделаны из синих и красных стекол. Диаметр полотна с изображением Апокалипсиса – девять метров. Оно было изготовлено в XV веке.

Изображения сильно пострадали во времена французских революций. Позднее они были отреставрированы. На сегодняшний день сохранилась примерно часть аутентичных картин из стекла.

Шедевры средневековых витражей: изумительная красота

Расцвет церковного витражного искусства пришелся на XII-XIII века. В это время были созданы витражи:

  • знаменитого Шартрского собора: 146 картин из стекла, среди которых «Древо Иессеево»;
  • уникальной капеллы Сен-Шапель в Париже, где в солнечный день кажется, что вся ее верхняя часть стеклянная, а золоченые колонны становятся почти незаметны;
  • необычного Йоркского собора в британском городе Йорк со знаменитым «Окном пяти сестер» – композицией без сюжета из пяти рам размером 1,5х16 метров.

В этот же период были созданы и многие другие витражи.

Окна в церкви: что это за витражи?

В готической архитектуре храмов витражные окна выполняются в виде копья (стрельчатые окна) или круга – «окна-розы», «колеса». Во втором варианте окна располагаются по кругу, образуя прозрачный «цветок». Диаметр самого масштабного «розового» окна – 43 фута (около 13 метров). Оно находится в соборе Нотр-Дам в Париже и включает 84 панели.

Искусство витражей в церковных соборах: особенности декорирования

Это искусство формировалось веками. Мастера поколениями подбирали и продолжают выбирать чистые оттенки синего, красного, желтого цветов. Свет, проходящий через такие стекла, дает поразительный эффект, словно приближая человека к божественному царству – к Раю. 

Некоторые секреты изготовления стекла утрачены. Например, нет возможности повторить цвет знаменитой «шартрской сини» – удивительного синего оттенка, который присутствует в соборе в Шартре.

Витражи в храмах в окна и двери сегодня выполняются в трех основных техниках. 

  • Классические (мозаичные, наборные) – когда полотно создается из небольших фрагментов цветных стекол, которые вставляют в переплет из металла, меди или латуни.
  • Расписные – представляют собой рисунок на стекле, которое затем обжигают в специальной печи.
  • Пленочные – изображение печатают на прозрачной пленке, а затем наклеивают ее на стекло.

Витражи Средневековья: яркий образ жизни и веры

Красочные картины, вспыхивающие на солнце яркими красками, производят сильное впечатление. Рождают возвышенное настроение, поддерживают веру в лучшее.

Такое прозрачное панно, с одной стороны, становится преградой, а с другой – словно стирает границу благодаря своей прозрачности. Это отражает идею средневекового христианства о том, что земное и небесное не сливаются, но при этом неразделимы. Земная жизнь перетекает в божественное царство, а божественная благодать нисходит на землю. 

Витраж средневекового собора выполнял роль Библии для бедняков. Картины из цветного стекла живописно рассказывали о жизни святых, о важных моментах Священной истории. В те времена книги были доступны не многим, большая часть жителей Европы не умела читать, и мессы на латыни были им непонятны.

Витражи католических соборов: красота и символика

Средневековые католические соборы славятся своими витражами. Они поражают красотой и способностью доносить до верующих библейские послания. Через изображения образов пророков, апостолов, святых, сюжетов из жизни Христа или его последователей.

Интересно, что к витражам католических соборов не принято обращаться с молитвами, как, например, к статуям и фрескам в церкви. Однако портреты сакральных персон тоже служат каналом коммуникации человека с высшими силами.

Легендарные витражи Шартрского собора: прикоснись к истории

витраж Шартрского собора

Более двух тысяч квадратных метров занимают витражные панно в католическом соборе в Шартре, построенном в середине XIII века. Они перекликаются с другими элементами оформления здания: колоннами, нефами, покрытием пола, создавая уникальный ансамбль.

Картины из цветного стекла здесь создавались столетиями. А поскольку их заказчиком была не только церковь, но и зажиточные горожане, их сюжеты не только религиозные, но и светские. Перед зрителем разворачивается история Ветхого и Нового Заветов, при этом на витражах встречаются аптекари, ремесленники, плотники, кузнецы.

За почти восемьсот лет витражи Шартрского собора очень хорошо сохранились. Один из крупнейших ансамблей – пояс из витражных окон высотой по 7 метров каждое. Всего таких окон 68. А самый известный витраж собора – «Богородица из красивого стекла».

Витражи в православных храмах: мифы и реальность

По некоторым данным, в православных храмах на Руси такие изображения появились еще до нашествия татаро-монгол. Тогда это были вставки из слюды. Во время нашествия кочевников церкви были разрушены.

В XIX веке данная техника в России снова возрождается и набирает популярность во многом благодаря настоянию российского императора Николая II. 

Самый известный пример этого периода – запрестольная икона «Воскреcший Спаситель» в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге, созданная в 1858 году. По ее примеру сделаны многие витражи в православных храмах. Запрестольная икона из стекла размещается в окне алтаря, выходящем на восток. 

Еще раньше, по данным историков, в русской церкви Рождества Иоанна Предтечи в 1839 году хранились две иконы, написанные на стекле. Это были образы Анны Пророчицы и Святого Михаила Малеина.

Целый иконостас сохранился в Харькове, в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи. Здесь иконы написаны на стекле и хорошо видны из центра церкви и из ее алтаря.

В России окна в церкви называются витражами с 1900-х годов, а до этого они носили разные названия, в том числе «транспарантная живопись» и «узорное окно».

Сегодня в православных церквях в окнах алтаря чаще помещают образы Христа, сидящего на троне, а также изображения Воскресения Христова. Свет, проникающий сквозь прозрачное полотно, помогает передать идею рая.

Витражи кафедрального собора в Калининграде: культурное наследие

Кафедральный собор в Калининграде (Кенигсберге) построен в 1380 году и сильно пострадал во время Второй мировой войны. В 1990-х началось его восстановление. Окончательно витраж кафедрального собора был отреставрирован только в 2000-х годах. Впоследствии были найдены осколки оригинальных картин. 

Сейчас здесь находятся музей Иммануила Канта, похороненного у стены Кенигсбергского собора, и концертный зал с уникальным органом.

Церковь Сен-Дени и ее витражи: запечатленная в искусстве история

 

Базилика аббатства Сен-Дени во Франции украшена витражами в готическом стиле. Изображения на них посвящены библейским сюжетам и событиям из истории страны. 

Над главным входом в храм располагается круглое «окно-роза» – самый заметный витражный элемент базилики. Его картины объединяет общий сюжет: посещение Святой Земли Карлом Великим и Первый Крестовый поход. 

На стеклянных картинах трех центральных капелл, которые сохранились до настоящего времени, рассказывается о детстве Иисуса Христа и Иессеевом древе. Витражные элементы боковых капелл утрачены: на них, по предположениям историков, раньше были исторические картины.

 

Витражи собора святого Вита в Праге: история и фото

Этот собор в Праге строился несколько веков: с XIV до начала XX века. И сегодня его главная изюминка – витражные картины. Тематика изображений – библейская.

Над их созданием работало несколько десятков художников из Чехии, в том числе знаменитый Альфонс Муха. Последнее изображение выполнено в 1966 году. А вот средневековые витражи не сохранились.

Количество витражей в Кельнском соборе: восхитительный вид и масштаб

Собор в германском городе Кельн – один из самых высоких в мире. Его высота составляет 157 метров. Строили его больше 600 лет, начиная с 1248 года.

Наиболее известные витражи Кельнского собора XIII-XIV веков: «Северина и Анно», «Всех Святых», «Гереона и Маурициуса». Самый старый витраж Кельнского собора датирован 1260 годом и изображает сюжеты Ветхого и Нового заветов.

Одна из знаменитостей собора – абстрактный «пиксельный» витраж Герхарда Рихтера, немецкого художника. Открытие этого витража после реставрации состоялось в 2007 году. Он выполнен из 11 263 фрагментов цветного стекла и занимает площадь в 113 квадратных метров.

Витражи Йоркского собора: ремесло мастеров

В Англии есть Йоркский собор, витражи которого были названы Чарльзом Диккенсом «Окном пяти сестер». Эта композиция из пяти окон, законченная в 1250 году – самый старый из сохранившихся витражных элементов храма. А также, по мнению историков, – самый большой витраж в мире, выполненный из стекла гризайль. Такое стекло подвергалось травлению составом с содержанием серебра.

Сюжета у композиции нет: это замысловатые орнаменты. Во время Первой мировой войны их демонтировали, а после восстановления в 1920-х годах решили посвятить их всем женщинам Британии, погибшим на этой войне. 

Кентерберийский собор и его витражи

Кентерберийский собор в Англии был основан в 597 году. Затем его полностью перестроили в начале XI века, а потом восстановили после пожара 1174 года. 

Первые витражи здесь, по последним данным, появились в начале или середине XII века. То есть, возможно, это одни из самых ранних картин из цветного стекла, которые сохранились на планете. Например, витраж, на котором изображена группа паломников, датируется 1180-ми годами.

Религиозный витраж: символика и значение

Витраж в храме в первую очередь призван создавать впечатление, что человек попадает в Небесный Иерусалим. Место, которое Бог явит верующим после конца света. Стены там будут украшены сапфирами, сердоликами, хризолитами, ясписами, аметистами и другими драгоценными камнями. 

Льющиеся сквозь разноцветные стекла лучи солнца заливают храм синим, красным, фиолетовым, зеленым светом и превращают его в совершенно удивительное место. 

Витражи кафедрального собора: яркое творчество в истории и культуре

Витражи в церкви католической и в православных храмах давно стали частью художественного наследия человечества. На базе этого направления выросло витражное светское искусство. Витражи стали украшать здания театров, дворцы, частные дома, различные учреждения.

Назовем несколько известных витражных панно в кафедральных соборах и церквях:

  • «Окно Славы» в часовне Благодарения в Далласе (США);
  • сине-белые витражи в Глостерском соборе в Великобритании;
  • витражи собора Святого Сальватора в Бельгии;
  • уникальные витражи Собора Парижской Богоматери;
  • витражи без сюжета в Маринге (Бразилия);
  • готические витражи Миланского собора;
  • шагаловские витражи Реймского собора;
  • алтарный образ-витраж Исаакиевского собора.

Искусство церковных витражей

Многие витражи средневековых храмов сохранились до нашего времени практически в том же виде, что были созданы сотни лет назад. Цветное стекло не меняет своих свойств под действием ультрафиолета, влажности, высокой или низкой температуры.

Церковные витражи – это искусство, которое передается из поколения в поколение. И в России, и в других странах мира работают мастера, создающие уникальные картины и иконы из цветного стекла. Современные витражи делают из специального закаленного стекла, поэтому изображения получаются очень прочными.

Заключение: Как витражи создают особенную атмосферу в храмах

Витражные картины наполняют пространство храма особым настроением. 

Например, в Шартрском соборе, по описанию Жана Вийета, в солнечные дни через витражи льются разноцветные лучи, и внутреннее убранство окрашивается в яркие краски. В дождливую же погоду витражи излучают голубоватое мерцание, создающее глубину и ощущение таинственности.