
Содержание
- Первые витражи
- Витражи в интерьере: от Древнего Египта до средневековой Европы
- Витражное искусство в России
- Середина XIX века
- Конец XIX — начало XX века
- Техники изготовления старинных витражей
- Современное витражное искусство
- Самые известные витражи мира
То, что история витражей ненамного младше истории стеклоделия – совершенно не странно. На первых порах – в IV—III вв до нашей эры – об изготовлении гладкого прозрачного полотна не шло и речи.
Умельцы, хоть и пытались, не могли добиться ровной поверхности у отлитых деталей: часто они получали мутные крохотные кусочки. Из них приходилось выбирать более-менее ровные детали и складывать в мозаики. В дальнейшем пластинки научились окрашивать: так появилась возможность украшать мозаиками кровли и фасады.
Кстати, сам термин «vitrage» (от латинского vitrum — «стекло») возник только в XII столетии, когда французское духовенство решило использовать разноцветное стекло для украшения монастырей, а позже – любых религиозных сооружений. Красочные, будто живые, переливы света на стенах создавали неповторимые узоры – каждый раз новые. Подвижные картины впечатляли прихожан, вызывали восхищение и укрепляли веру в присутствие божественного.
Но начиналось все в дохристианском Египте…
Первые витражи
Ранние мозаики не имели отношения к религии. Да и само стекло появилось случайно, при обжиге керамики. Историки приписывают изобретение египтянам, но точное место возникновения ремесла неизвестно.
Зато мы знаем, что первые стеклоделы начали с техники глазурования. Расплавленным цветным материалом украшали черепицы крыш, а еще из него мастерили вазы: горячую пластичную нить оборачивали вокруг глиняной заготовки и остужали. Тогда же появились первые мозаики: отдельные кусочки выкладывали на непрозрачной основе.
Когда в I в. до нашей эры появилась стеклодувная техника, ремесленники смогли отлить первые ровные пластины. Начались попытки цветного остекления – они сыграли на руку раннехристианской концепции о единстве света и духа. В базиликах стали появляться первые панно: окрашенные кусочки скрепляли замазкой и вставляли в оконные решетки.
Самые ранние христианские работы не сохранились, но их описания есть в литературе. Например, панно в храме Св. Софии в Константинополе относится к 537 году. Автор пишет о красивых, поражающих воображение цветовых картинах и игре солнечных лучей – сюжетов на таких панно пока нет, композиции составляют из геометрических фигур.
Едва ли не самая известная сохранившаяся работа датируется VII веком. Это крохотное круглое окно над алтарем в храме Святого Павла в Джерроу: желтые, пурпурные и зеленые фрагменты оправлены свинцом.

Другой вариант витража – каменный. Тонкие пластины из алебастра на первых порах оказались даже более популярными: они тоже просвечивали на солнце, но были не так сложны и дороги в изготовлении. Алебастр вставляли в оконные проемы вплоть до раннего средневековья. Пример – многочисленные панно в базиликах Рима, Венеции и Равенны.
Витражи в интерьере: от Древнего Египта до средневековой Европы
Мы не знаем, как выглядели мозаики египетского периода. Единственное, что известно наверняка – их «мирское», сугубо практическое применение: цветная эмаль на кровлях, вазы во дворцах. Прозрачные панно в оконных проемах появились позже, с приходом христианства.
Почти 700 лет – вплоть до VII в. – художники довольствовались простыми геометрическими рисунками. Революция в технике произошла с изобретением свинцовой пайки. Теперь детали собирали в металлическую раму, которая надежно держала всю конструкцию без замазки. Готовые изделия стали прочнее, и это позволило усложнить рисунок: например, ввести растительные орнаменты.
Со временем мастера позволяют себе разбавить привычный канон и «вписывают» в композиции людей. С появлением тонкого листового стекла зарождаются первые артели, и к концу романского периода – XI-XII вв. – жанр оформляется окончательно.
Буквально через пятьдесят лет происходит готическая архитектурная революция, и прозрачные мозаики входят в золотую пору. Все начинается с базилики Сен-Дени: стрельчатые окна в аспиде заполнены медальонами с хитрыми сюжетами. Новые для того времени каноны зададут направление на три века вперед.
Что теперь изображали зодчие?
- жизнеописания святых, жертву Девы Марии и Христа,
- крестовые походы – и все богатство рыцарской темы,
- монархов – сначала скромно и просто в медальонах, а к XV в. – в полный рост.
На стыке готики и Возрождения краски светлеют, в моду входит техника гризайль: широкие полотна с вольными сюжетами в пастельных тонах. Ими стеклят мрачные помещения, чтобы впустить больше света.
Постепенно, с развитием науки, композиции обрастают «суетой» и становятся живее. Изобретение серебряной потравы вводит в сюжеты блестящие мирские детали: монаршие короны и рыцарские мечи. Перемычки между пластинами становятся тоньше, а линии ровнее.
С этого момента – до начала Просвещения в XVI в. – жанр переживает последний расцвет. Считается, что упадок ремесла запустило итальянское высокое Возрождение с его интересом к миру и человеку, с его живыми, полнокровными образами. Для выражения такой буйной телесности нужна скульптура, в крайнем случае – живопись. Инструменты витражистов не могли с ними соперничать.
Дело довершил религиозный консерватизм и Тридцатилетняя война в Германии: к ее завершению в 1648 году знаменитые центры стеклоделия оказались разрушены.
Европа забыла о полихромных мозаиках до середины XIX в. Россия же в это время только узнала о них.
Витражное искусство в России
Конечно, отдельные произведения встречались и раньше. Панно «Всадник» Андрея Рублева датируют XV столетием. Но это исключение, о котором мы знаем только благодаря имени создателя.
Первые «светские» заказы на стеклянные панно навеяны романтизмом XIX в. Легкомысленные работы в духе неоготики заказывали для парковых и садовых домиков. Один из ярких примеров – дворец «Коттедж» в Петергофе (1826—1829), построенный по решению Николая I в подарок супруге.


В религии история жанра началась позже, но сразу с шедевра. В 1843 году в окне аспиды Исаакиевского собора в Петербурге установили паечное панно с образом Иисуса Христа в полный рост. Изображение Спасителя проектировали и собирали в Мюнхене, на самом знаменитом предприятии тех лет – в «Заведении живописи на стекле».
Позже в Германии обучались первые российские витражисты: Павел Васильев и Владимир Сверчков.
Витражи Санкт-Петербурга
К началу XX века российские «транспарантные картины» окончательно обрели свой стиль: тонкие перегородки, плавные формы. Классические примеры петербургской школы – гирлянды цветов, легкие орнаменты, нежные контуры.
Творения в духе романтизма, а позже – модерна служили декоративным целям. Большие прозрачные панно создавали для доходных домов, ресторанов, гостиниц и гимназий.
Ветхозаветные сцены изображали реже: скорее всего потому, что заказчиков на эти темы было меньше. Зато потолки, мебель, полотна дверей и зеркала выполнялись в изобилии. Наиболее известная школа той эпохи – мастерская при Петербургской Академии художеств.
Имитации витражей
И все-таки подлинный витраж в архитектуре оставался редкостью. Во-первых, они были недешевы, во-вторых, требовалось исключительное мастерство. И вместе с типовыми панно изготавливали имитации – росписи на окнах.
Нехитрый товар раскупался быстро и был недорогим: если мозаику собирали по четыре месяца, на рисунок масляными красками или бумажную аппликацию уходило два дня.
Примитивные работы из различных геометрических фигур выпускали на Императорском стеклянном заводе в Петербурге. Поначалу здесь не умели расписывать стекла, а потому складывали орнаменты из однотипных пластинок. Так, Готическую капеллу Александра Невского поначалу украшали цветные розы, похожие на калейдоскопический узор.
Середина XIX века
Но оставим ненадолго Россию и вернемся в Европу, где к началу XIX столетия вовсю шла промышленная революция. Нестабильная экономика и социальные потрясения заставили художников – а затем и обывателей – вспомнить о готической духовности. Постепенно возрождалось стекольное дело, в моду вошло рукоделие.
В работы вернулись сюжеты о Боге и его пророках, притчи Ветхого Завета. А когда появился и укрепился класс зажиточных горожан, публику вновь заинтересовало мирское. И ей предложили Ар Нуво (другое название – модерн): смешение кельтских старинных узоров, японской эстетики и фантазийного творчества Уильяма Блейка, поэта и живописца.
Символ и лицо тогдашнего модерна – Луис Комфорт Тиффани и его знаменитые лампы. Если другие скрепяли кусочки стекла свинцом, то Тиффани оборачивал каждую деталь медной лентой. Края ленты загибали, что давало прочный каркас и удивительно тонкие перегородки. Этот прием позволил собирать композиции из сколь угодно мелких деталей – и мастерить объемные предметы: те же абажуры и плафоны для ночников.
Витражи Императорского стеклянного завода
Россия, тем временем, быстро перенимала западные веяния. Императорский стеклянный завод, где вначале собирали самые простые бессюжетные мозаики, стал расписывать цельные окна – и даже копировать картины.
Две сохранившиеся работы: «Ангел молитвы» по работе Т.А. Неффа и «Святое семейство» – копия итальянского живописца. Посмотрите, насколько богатые краски, тонкие штрихи, как выписаны детали одежды, насколько усложнилось выполнение.
Предприятие быстро стало «образцовым» и оказало заметное влияние на развитие частных заводов. Здесь выпускали расписную посуду и авторские картины около полувека – вплоть до 1890 года, когда завод пришлось закрыть.
Период эклектики
Любопытная деталь: на рубеже XX столетия в российской архитектуре царило смешение стилей. Средневековье, о котором давно забыли в Европе, комбинировали с барокко, провансом, католическими и восточными мотивами.
Постепенно из императорских дачных домов и беседок эклектика проникла в гостиные и на кухни горожан. Нехитрыми панно стали украшать мебельные дверцы, ширмы в ванных, зеркальные шкафы.
Однако, при всей страсти публики к новинкам, стекло оставалось привилегией самых обеспеченных. Местные фабрики работали медленно, выпускали мало и дорого, а заказывать вещи из Берлина и Мюнхена могли единицы. Нужен был новый подход – и его придумали.
Конец XIX — начало XX века
Перемены пришли с запада. К XX столетию в Европе окончательно устали от модерна, а в 1920-х годах в США зародился авангардизм. Художникам надоело «слишком реалистичное» академическое искусство, они хотели видеть красоту материала.
Новой эстетике во многом помогло техническое развитие: механизированный прокат листового стекла удешевил его и сделал массовым продуктом. По всему миру, и особенно в России, гильдии витражистов начали отделяться от фабрик. Если прежде на заводах и выпускали, и расписывали стекло, то теперь изобразительным искусством занимались независимые ателье.
Витражные ателье в России
Первые российские организации нового типа открывали иностранцы. При поддержке зарубежного капитала они объединяли несколько мелких мастерских, завозили новое оборудование, обучали технике, выписывали сырье и материалы.
Так в Петербурге появилось больше двадцати ателье. Здесь выполняли заказы не только для двух столиц, но и для других городов. При этом заграничные гильдии никуда не пропали. Результат – уже в 1890-х годах в России оформились свои профессиональные кадры. Специалистов готовили в Центральном училище технического рисования барона Штиглица и в Императорском обществе поощрения художеств.
В десятых годах XX века цветные окна перестали быть роскошью. Ими стали стеклить подъезды, школы, больницы, вокзалы и даже бани. Тогда же из русского языка пропало слово «транспарант», но появилось новое обозначение – «vitrage».
Витражи в стиле модерн
Массовость стеклоделия не изменила предпочтений публики. Если в Европе расцветал сюрреализм, российские заказчики, как прежде, требовали модерна. Текучие линии, беспредметные орнаменты, женские стилизованные головки, греческие буквы «омега» представляли основу тогдашнего стиля.
Замечательный пример той эпохи, как выглядит витраж в интерьере – отделка окон Торгового дома купцов Елисеевых на Невском проспекте в Петербурге. Прихотливая многоцветная композиция изготовлена по специальному заказу и значительно отличается от упрощенных работ «для масс» – но и здесь мы видим отражение тогдашних шаблонов: природные мотивы и пастельные оттенки.
Упадок витражного дела в России
В 1914 году, в начале Первой мировой войны, строительные предприятия остановились, и у стекольных фабрик закончились заказы. После Октябрьской революции частные производства перешли к государству и постепенно закрылись. Художественные ателье, существовавшие благодаря стекольщикам, исчезли вместе с ними.
Позже, в 1930-е годы, ремесло появится снова – теперь в монументальных формах советской архитектуры. В 60-х литовские авторы изобретают эрклез: массивные детали оправляют в бетонную раму. Это отражает «суровый» индустриальный дух эпохи, как и более поздняя технология – наборные мозаики из блоков в арматуре. Особой эстетической ценности эти работы не несли – хотя и формировали специфический, узнаваемый стиль времени.
Техники изготовления старинных витражей
Технология производства оформилась к раннему средневековью. Вначале на выскобленной матовой доске рисовали контуры. Сложность зависела от сюжета — если сцен было много, их для простоты восприятия заключали в геометрические фигуры: круги, квадраты, звезды, четырехлистники.
Размер фрагментов позволял отделять незначительные эпизоды от более важных – и правильно «читать» композицию. «Рассказы в картинах» рассматривали, двигаясь слева направо из нижней части композиции к верхней – возвышаясь от мирского к духовному.
Когда эскиз был готов, под него варили цветное стекло: речной песок мешали с золой, известью и жженой древесиной. В массу добавляли нехитрые красители: марганец – для красного, кобальт – для синего, железо и медь – для зеленого.
Каждую мелкую деталь будущей картины выдували отдельно, а после, еще в горячем виде, подгоняли под нужную форму. Элементы были то желтоватыми, то голубоватыми, с пузырьками и темными пятнами. К тому же их не получалось сделать ровными и идеально подогнать к трафарету: огрехи стыковки исправляли толстыми переплетами из замазки, а позже – из металла.
Самые тонкие составляющие рисунка – драпировки одежды, черты лица, пальцы и орнаменты – выписывали на деталях отдельно. Для этого использовали черную матовую краску, а для закрепления расписной фрагмент обжигали.

Современное витражное искусство
Сегодня мастера работают по тем же принципам, что и в прошлом: за тысячу лет, с раннего средневековья, основные подходы не изменились.
При этом – благодаря изобилию материалов – современный художник может выбирать из нескольких техник:
- Классическая – наборная или мозаичная: прозрачные куски скрепляют металлическими ободками. Если это медная лента – значит, перед нами техника Тиффани. Если это свинцовый или латунный профиль, мы говорим о свинцово-паечном способе.
- Литая: разновидность классического способа, когда фрагменты отливают или выдувают вручную. Разница – в объеме: классический подход разрешает плоские детали, а здесь кусочки толстые – до 3 см.
- Спечная или фьюзинг: жидкое стекло наплавляется прямо на основу, без контуров и паек.
- Пескоструйный метод – изображение наносится на поверхность пескоструйным аппаратом: получается матовый белесый рисунок. Популярная и недорогая разновидность – плоская печать.
- Травленая техника: изображение «вытравливают» химическим составом – плавиковой кислотой.
- Комбинированный метод сочетает разные технологии.
Внутри расписной имитации тоже выделяют свои течения:
- Контурная заливная техника: сперва наносят объемный контур, имитирующий спайку, а затем заливают пустоты краской.
- Пленочный или английский способ: на поверхность наклеивают прозрачную пленку, для эффекта пайки используется лента из фольги.
- Накладной метод – на основу накладывают элементы и закрепляют.
Самые известные витражи мира
Сколько бы искусствоведы ни говорили об упадке жанра, история витражей прирастает и пополняется. Перечислим те, что у всех на слуху.
- Аббат Сугерий и церковь Сен-Дени, XII в. Строительством знаменитой готической базилики руководил аббат Сугер – его фигуру мы видим на одной из композиций на аспиде. Это первый в истории витражный автопортрет.
- Сапожники в Шартрском соборе, Англия, XIII в. Церковный декор всегда стоил дорого, поэтому епархии собирали пожертвования. Самых щедрых меценатов изображали на витражах. В основном это были гильдии ремесленников: мясники, портные, ученые, банкиры. Впервые мещан решили запечатлеть в английском Шартре.
- Луис Комфорт Тиффани, конец XIX в. Ателье Tiffany Studios производило не только сувениры и домашние аксессуары. На фото – «Священный град»: композиция из 58 панелей считается самой крупной работой студии в религиозной тематике. Заказчик – церковь Брауна в Бруклине
- Анри Матисс, капелла Розария, 1949 – 1951 гг. Работа знаменита благодаря автору – знаковый импрессионист изобразил цветы юга Франции. Не обошлось и без символики: синий – Мария, желтый – сын Божий. Так религиозные сюжеты, принятые в готике, впервые были изложены аллегорическим языком модерна.
- Фотовитражное панно из рентгеновских снимков, Бельгия, 1999 год. Работа выставлена в Генте, в отреставрированной готической часовне XVII в. Автор – авангардист и экспериментатор Вим Дельвуа.
В этой статье рассказано об основных вехах – но студия витража Светланы Михайловой знает о жанре куда больше. Обращайтесь – мы изготовим дизайнерские панно и мозаики, стилизованные под любую эпоху.