26/12/2021
Содержание
  1. Исторические предпосылки
  2. Символическое значение витражей в готике
  3. Как создавался витраж в готическую эпоху?
  4. Ценность витражей для культовых сооружений
  5. Тематика и стилистические особенности готических витражей
  6. Современные готические витражи
  7. 15 лучших готических соборов Европы и их витражи
  8. Заключение

Именно с расцветом этого стиля в архитектуре связано популяризация витражного остекления, о котором было известно еще в древнем Вавилоне. В те времена такое украшение могли позволить себе исключительно правители, знатные вельможи и Церковь. Сегодня же с помощью студии витража Светланы Михайловой эксклюзивный элемент дизайнерского искусства может быть доступен и вам. Но давайте обо всем по порядку.

Исторические предпосылки

Исторические предпосылки

Уже в 1100 году изготовление витражей было отнесено к изящным искусствам. В те времена окна все еще оставались узкими, поэтому в соборах (а это были основные заказчики витражей) применялись одиночные изображения святых. Появление в этот период в архитектуре каркасной технологии строений подразумевало большие оконные проемы. Решение заполнять их стеклами с рисунком возникло сразу же. Так как из-за конструкции стен фрески не могли полноценно размещаться на стенах, роспись стала занимать оконные проемы.

Стиль начал формироваться во времена перехода от Средневековья к Возрождению и, разумеется, носил на себе сильное влияние церкви. Это направление в архитектуре и искусстве 12-16 веков получило название «готический» стиль. Имя было дано по названию племени язычников – Готов, и в эпоху Возрождения означало не что иное, как «варварство» по отношению к римской архитектуре.

Символическое значение витражей в готике

Неудивительно, что средневековый обыватель воспринимал идущий сквозь картины Писания свет не иначе, как Божественный. Цветное стекло, лики святых и причудливая игра света создавали нужную атмосферу в католических соборах. После того как в 14 веке научились применять серебряную потраву при обработке стекла, было создано даже учение, будто бы свет, идущий сквозь церковные лучезарные окна, очищает души и делает их ближе к Богу.

Как создавался витраж в готическую эпоху?

Мастера того времени сначала рисовали эскиз на деревянной доске. Для этого использовали олово (цинк), черную или красную краску. После нанесения рисунок переводили на прозрачное стекло, а само изображение складывали из цветных фрагментов, спаивая их свинцом между собой и по краям. Палитра стекол, полученных путем добавления пигмента в расплав, была не богатой:

  • фиолетовый;
  • синий;
  • зеленый;
  • красный.

С появлением умений работать с окислами серебра появился способ получения и «лучезарного» стекла – желтого. 

В Средневековье витражами занимались мастера своего дела, и путем многослойного наложения им удавалось получать уникальные оттенки в своих произведениях. В дошедших до нас образцах искусства насчитывается до 27 (!) слоев. Мелкие детали выполнялись росписью.

Причем ее тоже часто наносили послойно, меняя контуры и интенсивность. Такая техника создавала особый эффект: созерцая экспозицию под разным углом, смотрящий видел буквально «оживающие картины».

После того как витраж был окончен, его отправляли в печь на обжиг. В результате краски оставались запечатаны в расплав стекла на века, и сохранились в неизменном состоянии до наших дней. 

Ценность витражей для культовых сооружений

Ранние работы в готическом стиле – это сплошь изображения святых и сцен из Писания. Церковь считала картины из расписного стекла своеобразными книгами для необразованной черни, и вкладывала через них в умы людей представление о мироустройстве, понятия добра и зла, греха и святости. Однако общество и религия были противопоставлены друг другу, и скоро в стиле стали появляться совсем иные мотивы.

Тематика и стилистические особенности готических витражей

Кроме религиозных сюжетов работы в готическом стиле

изобилуют изображением мифических и сказочных существ, выдуманных сюжетов, сценами из жизни ремесленников и торговцев, царствующих особ и героев эпохи Средневековья – рыцарей.

Отличительные особенности стиля в разное время

Готический витраж не мог не меняться с течением времени. Сегодня можно смело говорить о пяти временных отрезках, в которых стиль «впитывал» новые черты:

Период готического стиля

Стилистические особенности

Ранняя

Используются витражные техники 9-12 веков (романский период), характерны большие окна, множество сюжетных композиций, преобладают библейские мотивы.

Лучистая (зрелая)

Витраж чаще представлен одной сюжетной композицией, в тематике присутствуют исторические сюжеты, трактовка Ветхого Завета. Отличает более сложная прорисовка деталей. Свойственны утонченные линии и формы, характерны повторяющийся мотив, управление объемом изображения и игрой света. 

Пламенеющая (пламенная)

Витражи отличает многосложная роспись и внимание к мелким деталям. В орнаментах преобладают крестоцветы, масверк, «рыбий пузырь» (напоминает языки пламени), окна приобретают переплетающийся «текучий» узор. Эта эпоха знаменует вырождение стиля.

Возрождение 19 века

При изготовлении витражей применяются новые технологии обработки стекла, композиции активно применяются в жилой и общественной архитектуре, преобладают светские сюжеты.

Неоготика (20 век)

Сюжеты носят современные мотивы в стилизации Средневековья, композиции соединяют разные направления и элементы, представляя, по сути, «синтетический» стиль. 

 

Ведущие европейские державы того времени накладывали «местный» отпечаток на бурно развивающийся художественный стиль.

Национальные особенности готических витражей

В результате можно выделить три наиболее ярких направления:

  • Французская готика. Родина готического стиля, в зрелый период отличается манерой изображения человеческих фигур с большой степенью детализации, ажурностью узоров и форм, насыщенными цветами. Также имеет значение форма окон – здесь первыми появились «розы» (круглые) и «розетки» (лучевые формы деления проемов).
  • Английская готика. Представляет собой неприкрытое копирование французского стиля, однако, со временем, появляются свои решения – каждая композиция обрамлена в растительный орнамент. Также к особенностям можно отнести ланцетовидные своды окон (угловые островерхие арки). 
  • Немецкий готический стиль. Так как Германия того времени представляла собой множество удельных княжеств, этот стиль можно смело считать международным. Отличает глубокая прорисовка и множественность оттенков. Часто германские витражи того периода сравнивают со станковой живописью (рисунок на мольберте).

Если пристально взглянуть на эпоху средневекового развития витражной техники со стороны, можно увидеть отдельные «нити» в этом направлении искусства, из которых «сплетена» основа современной готики.

Современные готические витражи

Современные готические витражи

Это очень смелые решения, так как готический стиль сегодня – это широкие и высокие окна, многосложные потолочные своды, особые требования к окружающему интерьеру и меблировке, и даже напольному покрытию. Витражные композиции с нотками Средневековья обеспечат в помещении сказочную и даже мистическую атмосферу. При этом мотивы рисунка могут быть самые разные: 

  • батальные сцены с изображением рыцарей и чудовищ;
  • романтические сюжеты;
  • древняя мифология;
  • изображения по мотивам притч (Соломона) и Ветхого Завета;
  • бытовые сцены из жизни обитателей городов средневековья и другие.

При этом у современных мастеров витражного дела на порядок больше возможностей, чем у их предшественников. И это не только большой выбор цветного стекла и способов его обработки. Могут быть использованы такие технологии создания готического витража:

  • Тиффани.
  • Классический.
  • Фьюзинг.
  • Роспись.
  • Пленочный и другие.

Чтобы вдохновиться лучшими работами мастеров прошлого, предлагаем вам небольшую подборку исторических объектов, где собраны уникальные шедевры.

15 лучших готических соборов Европы и их витражи

Солсберийский собор

Солсберийский собор

Знаменит не только красотой шпиля – здесь находится самый древний готический витраж в Англии, датированный 13 веком.

Собор Святой Варвары

Расположен в 60 км от Праги, в г. Кутна-Гора, самый необычный кафедральный собор Чехии украшен витражами в стиле викторианской готики по эскизам Франтишека Урбана. Первые работы датированы 1898 годом.

Аббатство Сен-Дени

Знаменит витражными композициями с сюжетной линией Первого Крестового похода и посещением Святой Земли Карлом Великим.

Шартрский собор

Содержит сразу несколько выдающихся витражных работ раннего и зрелого периодов готики:

  • Северная роза (Роза Франции) – 10,5 м в диаметре, создана по распоряжению Людовика 9 и его супруги, сюжетная линия посвящена Богородице, присутствуют изображения гербов Франции и Кастилии.
  • Южная роза – создана по заказу Герцога Бретонского, датируется 1230 годом. В ажурном своде изображены сцены из «Апокалипсиса», в центре – Спаситель. Отсутствие радиальных линий создает ощущение невесомости и парения витражных элементов.
  • Западная роза – передает образы Страшного Суда, расположенные концентрично по окружности.
  • «Окно голубой Девы» или Богоматерь с младенцем – по мнению искусствоведов, это лучший витраж 12 века, отличается замысловатой сюжетной линией и необычайно сильной игрой света.
  • Добрый Самаритянин – витражная композиция с самым подробным «пересказом» этой библейской истории. Развитие сюжетной линии демонстрируют 24 элемента, идущих, возвышаясь, от левого нижнего угла.

Ахенский собор

Место коронации Римских императоров украшают 13 стрельчатых окон высотой 25 метров. Оригинальные витражи не сохранились, но мастера постарались, насколько это возможно, воссоздать игру витражного света.

Церковь Св. Марии Магдалины в Труа

Церковь Св. Марии Магдалины в Труа

Витражный сюжет «Древо Иессеево» относится к яркому образчику пламенеющей готики мастеров из Сансе.

Глостерский собор

Здесь одновременно представлены витражи, датируемые 1350, 1500 и более поздними, включая 20 век.

Берстеттская протестантская церковь

5 витражей в действующем религиозном объекте г. Цюриха были выполнены рукой Марка Шагала.

Святая капелла Сент Шапель

Большая роза часовни украшена композицией по мотивам Откровений Иоанна Богослова «Апокалипсис». Стреловидные оконные своды символизируют Небесный Иерусалим.

Йоркский собор

«Окно пяти сестер» – такое название дал орнаментальному витражу Чарльз Диккенс. Витражная композиция обладает впечатляющими размерами – при ширине в полтора метра высота остроконечных проемов достигает 16 метров. Это самый крупный витраж с использованием гризайля (стекло, травленое серебром). При этом композиция не имеет сюжетной линии.

Кентерберийский собор

Кентерберийский собор

Знаменит витражной «Библией для бедных». Широкий проем разделен на три вертикальных ряда, в каждом из которых находится по семь религиозных сюжетов.

Большое восточное окно Капеллы королевского колледжа

Огромное витражное окно со сценами Распятия создал Дик Валле, фламандский мастер. Работа заняла 16 лет и была окончена в 1531 году.

Церковь Св. Лоренца в Нюрнберге

Окно Вольхамеров (имя дарителя работы) в 1481 году создал фламандский мастер Петер Геммель. Сюжетная линия повествует об обручении Екатерины Александрийской и Христа. Яркий образец поздней готики отличает изысканность линий и реалистичность изображения.

Южная роза Собора Святого Этьена в Сансе

Витраж в стиле пламенной готики датируется 1501 годом. Сюжетная линия представлена сценами Страшного Суда. Под «розой» витражи также «рассказывают» сюжеты из деяний Апостолов с участием святого Стефана.

Большое восточное окно в Эксетерском соборе

Первые витражи Великого окна собора датированы 1380 годом, были демонтированы в 1530, но сохранены и восстановлены в переработанном виде в 1750 году. В конце 19 века Сэр Фредерик Дрейк (мореплаватель) предпринял попытку вернуть витражам прежний вид. В результате композиция содержит работы нескольких эпох и техник готического стиля.

Заключение

Великое разнообразие, заложенный глубокий смысл и тончайшая техника мастеров стекольного дела на протяжении пяти веков формировала изысканный стиль витражного искусства, доступный его ценителям и в настоящем. Студия Светланы Михайловой имеет большой опыт в создании стильных витражей для дома и бизнеса. Наши художники-дизайнеры разработают индивидуальные решения в готическом стиле, которые наилучшим образом впишутся в интерьер ваших помещений, выгодно подчеркнув роскошь и эксклюзив обстановки.