Витражное искусство XX века

В первой половине XX века сошли на нет Арт Нуво и Движение искусств и ремесел, их место заняли дадаизм и Арт Деко, расцвели сюрреализм и пуризм, зародился международный стиль.

На рубеже XIX-XX веков в Америке все еще господствовала идеология Движения искусств и ремесел, достигнув пика между 1890 и 1910 годами. К началу 1920-х многочисленные художественные колонии и гильдии, талантливые дизайнеры стали активно использовать механизацию, отвергать академизм и ратовать за демократичную народность, основанную на простоте и абстракции.

люстра, Чарльз Саммер Грин и Генри Матер Грин;1909;диам 72 х 65 см;особняк Роберта Р. Блэкера; Пасадена, Калифорния

В число наиболее талантливых калифорнийских дизайнеров «Искусств и ремесел» того времени входили братья Чарльз Самнер Грин и Генри Матер Грин, чей визитной карточкой стала любовь и почтительное отношение к материалам в сочетании с мастерством исполнения. В своем творчестве братья исповедовали принцип комплексной архитектуры – гармонии здания, обстановки и пейзажа – поставив во главу угла красоту материала. «Грин и Грин» достигли пика выразительности в проектах серии зданий – включая особняк Роберта Блэкера 1907 года и дом Дэвида Б. Гэмбла 1908 года – получивших эпитет «идеальных бунгало». Тщательно проработанные проекты зданий требовали индивидуального дизайна и штучного исполнения по спецификациям Гринов мебели, осветительных приборов, витражей, металлических изделий, любителей, решивших попробовать себя в области оконных витражей, ламп и абажуров рядом с прочими инструкциями типа «сделай сам» для начинающих краснодеревцев и вышивальщиц.

Дизайнер Дард Хантер с ранних лет увлекался книгами и дизайном, а в 1903 году проявил интерес к изучению технологии витражного стекла. Хантер занялся дизайном оконных витражей, абажуров и осветительных приборов, используя стекло «Мастерских переливчатого стекла» из кокомо, Индиана. Его ранние витражи вошли в число лучших произведений Движения искусств и ремесел.

витраж Фрэнка Ллойд Райта, (фрагмент дверной вставки);Дана-Томас Хауз;Спрингфил, Иллинойз

Одним из наиболее разносторонних персонажей, связанных с Движением искусств и ремесел был Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959), постигавший азы мастерства в фирме Луиса Салливена в Чикаго. Одинаково талантливый архитектор и дизайнер, спектр работ которого простирался от длинных приземистых строений в «стиле прерий» до эффектного особняка «Водопад» Эдгара Кауфмана и уникального здания музея Гуггенхейма в Нью-Йорке, Райт прошел карьеру длиной в семь десятилетий. В период 1898 по 1912 годы Райт активно работал с витражным стеклом в свинцовых переплетах, после чего переключился на белое оконное стекло. В ранний период особенно свободно Райт использовал витражи в окнах, дверях, потолочных плафонах и осветительных приборах, придерживаясь принципов гармонии со штучной мебелью, тканями, фарфором и прочими аксессуарами, входившими в смету некоторых наиболее важных частных заказов.

Райт был приверженцем механизации и особенно ценил ее роль в производстве качественного и недорого стекла. Он чувствовал, что стекло, больше, чем любой другой архитектурный материал, позволяет с максимальной экспрессией и экономичностью вводить узор в пространство и создавать специальные световые эффекты. Прямолинейный стиль Райта – чаще всего основанный на абстракциях растительных мотивов – кроме прочего, не требовал чрезмерных трудовых затрат.

витраж Фрэнка Ллойд Райта, (фрагмент окна);Майбел и Чарльз Еннис Хауз;Лос-Анжелес, Калифорния

Постоянно одержимый новыми идеями, Райт неустанно экспериментировал с переплетами, стараясь свести их к чистому дизайну. Варьируя ширину и покрывая переплеты различными материалами, Райт использовал их в качестве самостоятельного декоративного элемента. Для окон Райт предпочитал прозрачное стекло, а его проекты отличались простотой и абстрактностью, не перебивая открывающиеся с наружи виды. Свои взгляды он обобщил в теоретическом эссе 1928 года для журнала «Архитектурные записки»: Ничто так не досаждает мне, как любое стремление к реализму в формах оконного стекла, что приводит к смешиванию образов с видом из окна. Оконный узор должен оставаться строго нейтральным (патовым)».

витраж Kaiserlich,1923;48 х 49 см;дар музея Йозефа Альбертса; Боттроп, Германия

По мере того как во всем мире ушел в прошлое стиль Движения искусств и ремесел, острый нож реформаторства переместился в Германию. Смоделированный по образцу школ дизайна, помогавших распространению английского Движения искусств и ремесел, Баухауз стал центром, где молодые художники и дизайнеры преподавали множество дисциплин. Курс витражного мастерства Баухауза прожил недолго. Возглавляемый сначала Паулем Клее, а затем Йозефом Альберсом, он был исключен из учебного плана в 1933 году.

Витражный абстракционизм, рожденный творчеством Фрэнка Ллойда Райта, продолжал развиваться в Баухаузе стараниями Тео ван Дусбюрга, который вместе с Питом Мондрианом основал в Дании авангардную группу «Де Стиль». В 1920 е и 1930-е годы лидерами витражного дела стали художники группы Йохана Торна Приккера. Датчанин по национальности Торн Приккер преподавал в ряде германских академий и принадлежал к движению символистов. Но под влиянием ван де Велде он променял живопись на дизайн, работая сначала в кубистской манере, а затем примкнув к экспрессионистам. После смерти Торн Приккера в 1932 году его дело продолжили ученики Антон Вендлинг и Генрих Кампендонк.

витражи Ева и Змей, Изгнание Адама и Евы из рая, дизайн Марка Шагалла;собор в Метце, Франция

После войны весь мир захлестнула волна строительства. Реконструкция и оживление экономики были невозможны без крупных строительных программ, что в конечном счете привело к стремительному росту числа заказов на витражное стекло как религиозной, так и светской тематики. Необходимые работы по реставрации поврежденных и замене выбитых окон соборов поручались таким художникам, как Анри Матисс, Жорж Руо, Марк Шагал и Фернан Леже. Это стимулировало преемственность традиций витражного стекла и воскресили мастерские в некоторых городах, где были крупные соборы, в частности в Реймсе и Шартре.

Проектированием витражей занимались некоторые стеклоделы и художники, которые, как Альфред Манессье, после пробных заказов переключались целиком на работу со стеклом. В Европе и Соединенных Штатах художники-витражисты стали работать в современных стилях экспрессионизма, абстракционизма и поп-арта в том числе разрабатывали новые технологии. Изобретение dalle de verre, или стеклопроката, позволило художникам вплавлять стекло в бетон, одновременно усиливая его прочность, и раскрыло возможности создания целиком стеклянных стен, таких как величественная цельностеклянная витражная башня Музея современного искусства недалеко от Токио работы Габриэля Луара из Шартра.

витраж Стена Корнинга, Дейл Чихули, Джеми Карпентер;1974;Музей стекла Корнинга; Корнинг, штат Нью-Йорк

В 70-е годы производством новомодных, в высшей степени оригинальных скульптур из выдувного стекла прославился Дейл Чихули. С 1971 года он начал сотрудничать с Джеми Карпентером в области установки неонового освещения и архитектурных проектов из стекла, в число которых вошла в 1974 году «Стена Корнинга» для одноименного музея.

Наследие Движения искусств и ремесел после в середине 60-х перешло в ведение любителей хобби в городах, пригородах и сельской местности. Технику цветного стеклоделия преподают на телевизионных курсах, в популярных журналах, местных художественных центрах и классах образования для взрослых. Цветное стекло сегодня можно встретить на каждой ремесленной выставке, где любители и профессиональные художники разбивают палатки и продают творение рук своих. Не имея ничего общего с величественными окнами Шартра или даже с техническими нововведениями «Тиффани Студиос», эти рассчитанные на туристический рынок шедевры кустарного искусства – грибочки и колибри в горных районах, лодочки и рыбки на побережье – в некотором смысле воплотили в жизнь главную цель Движения искусств и ремесел: предметы ручной работы в каждый дом.

Плюрализм, пронизавший в конце двадцатого века все художественные жанры, в числе прочего определяет направление развития цветного стекла. Стеклянная занавеска Чихули положила начало все новым вариантам применения материала, которые находят для него художники, мастера и кустари наших дней.

Еще статьи