05/12/2022

Содержание

  1. История росписи по стеклу
  2. Где и как применяется роспись по стеклу
  3. Преимущества декора витражной росписью
  4. Достоинства и недостатки витражной росписи
  5. Виды витражных красок и их особенности
  6. Материалы и инструменты для росписи витражей
  7. Техники витражной росписи
  8. Роспись по стеклу пошагово
  9. Заключение

Витражная роспись – имитация традиционных паяных витражей. На цельную стеклянную пластину наносят орнамент. Объемной пастой – контуром – имитируют металлические швы. Но если прежде секреты витражной росписи были доступны только мастерам, то теперь расписать дверцу серванта или вазу может каждый творческий человек.

Какие материалы купить для первого витража, в какой технике проще работать и как сделать так, чтобы все получилось с первого раза – читайте в статье.

История росписи по стеклу

Первые мозаичные витражи, какими мы их знаем, родились в эпоху раннего христианства. Лучи, проходящие через цветную мозаику, наглядно отражали тогдашние религиозные концепции о единстве света и духа. Надо ли говорить, что витражи можно было увидеть, в основном, в церквях?

К началу 12 века мастера научились плавить тонкое листовое стекло. С этого момента разноцветные элементы мозаики стали скреплять между собой свинцовыми профилями.

Витраж с изображением дамы
Витраж с изображением дамы, увенчивающей шлемомрыцаря, предположительно XIV в., роспись шварцлотом, 28х14 см, Государственный Эрмитаж Санкт-Петербурга

С ростом мастерства перемычки становились тоньше, а стеклянные участки – шире. Сюжеты усложнялись, появлялись новые пигменты и оттенки. Да и сама технология становилась доступнее. Если в романский и готический периоды витражи собирали исключительно для церквей, то с приходом Ренессанса (15-16 века) они перенеслись в рыцарские замки и обрели геральдическое значение. Теперь на них изображали гербы и портреты знатных горожан.

Повышенный спрос заставил искать «упрощенные» техники работы. Так появились первые «фальшивые» витражи: цельное стекло расписывали, а металлическую спайку имитировали лентой из свинца или меди.

С приходом маньеризма и барокко о витражах забыли. На закате Ренессанса публика все больше увлекалась философией и мистицизмом: мастера технически не могли работать в таких замысловатых сюжетах. Позже сложностей добавила протестантская Реформация и Тридцатилетняя война в Европе (начало 17 века): основные стекольные центры оказались разрушены.

Интерес к витражам вернулся только в 19 веке, в эпоху модерна и частичного возрождения готики. В это время «транспарантные картины» появились и в России. Сначала их привозили из Европы, а позже стали выпускать сами. Первый Императорский стеклянный завод не только отливал плитки для типовых мозаик: кроме основной продукции, здесь расписывали оконные стекла. Художники создавали на крупных пластинах сюжетные картины, как на холсте. Позже техники Императорского завода переняли и частные витражные ателье.

В архитектуре использовали простые конструкции-перегородки, а предметы обихода – дверцы буфетов, абажуры, настенные панели – украшали цветами, растительными и абстрактными орнаментами. 

Советские послевоенные витражи отливали в промышленных масштабах. Массивные панели колотого стекла в бетонной основе, цветные стеклоблоки на металлической арматуре, грубые линии, идеологические сюжеты – все отражало «суровый» индустриальный стиль. О «легкомысленной» прикладной росписи для декоративных целей надолго забыли, и только сейчас она снова обретает популярность – с массовым появлением удобных красок и простых трафаретов для любителей.

 

Где и как применяется роспись по стеклу

Как и многие виды живописи, роспись витражными красками изначально служила религии. Цветным стеклом оттеняли храмовые окна. В период Возрождения витражи проникли во дворцы, но ближе к обывателям стали только в начале 20 века, когда ими стали украшать лифты, дверцы мебели и ширмы Ханами. Сейчас витражной росписью декорируют все: дверцы шифоньеров, интерьерные перегородки, окна, бокалы, зеркала, кухонные фасады.

Посуда и мелкая утварь – тарелки, стаканы и подсвечники – хороши для начинающих. Выбирайте растительные орнаменты: их не испортишь неровной линией, они просты, да и оттенков для них нужно немного: подойдет типовой набор на 6-12 цветов. Следите, чтобы края, которых будут касаться губами, остались свободными от росписи.

Елочные шары – идеальны для экспериментов. Для них подойдут даже любительские акриловые составы. Мастера советуют брать однотонные шары и дополнительно декорировать их бумагой для декупажа, например, с принтами старинных рукописей.

Вазы, особенно сложных форм, подойдут тем, кто уже натренировался на посуде. Можно начать с марморирования, когда пленка краски наносится сначала на воду и затем переносится на предмет. Точечная техника поможет создать красивые кружевные узоры. Многие любят расписывать прозрачные вазы в стиле Тиффани: контрастная обводка и орнаменты Ар Нуво.

Окна, зеркала и зеркальные дверцы расписывать сложнее всего. Хотя бы потому, что по вертикальной поверхности краска стекает. Если не следить, получатся некрасивые потеки. Поэтому тон наносят поэтапно, очень тонкими слоями, и просушивают, пока не получат нужную глубину и насыщенность. 

Делать послойную обработку долго, поэтому производители нашли альтернативу – медиум-антирастекатель (например, Pebeo). Работать нужно сверху вниз, чтобы своей же рукой не смазать написанное.

Витражная вставка в окно «Сказка»
Витражная вставка в окно «Сказка»

Преимущества декора витражной росписью

Имитации витражей не стали бы столь популярны, если б не их достоинства. В 19 веке заказчики отмечали их дешевизну по сравнению с классическими паяными витражами. Дверные полотна и панели на стены не рассыпались, не тускнели и лучше держали тепло, ведь были не сборными, а цельными.

Когда рисованные витражи стали доступны большинству, нашлись и другие плюсы. Если оттенки стекол для классической мозаики невозможно сделать бледнее, то роспись можно выполнить в любых тонах – под разные интерьеры и стили дизайна.

 

Витражная вставка в окно «Сказка»
Витраж «Храм» с росписью по стеклу в нишу с подсветкой     

Достоинства и недостатки витражной росписи

Начнем с недостатков: при всей простоте, искусству витражной росписи тоже нужно учиться. С первого раза, без базовой художественной подготовки, вряд ли получится нанести непрерывный контур, равномерно прокрасить даже небольшое пространство. Сложные методики – бесконтурная заливка или многослойное окрашивание – недоступны новичкам. 

Акриловые краски для любителей тоже могут огорчить. Большинство из них дешевы, но ложатся неровно, подтекают, засыхают пузырьками. Они не блестят, как профессиональные составы, а если их не обжечь в духовке, быстро осыпаются.

 

 

 

 

Но плюсов все-таки больше:

  • Освоить витражную роспись проще, чем живопись по холсту. 
  • Инструменты для начинающих дешевле и продаются практически в каждом магазине. Но можно тренироваться даже том, что есть дома: посуда, подсвечники, бутылки из-под масла. 
  • И даже первые эксперименты могут оказаться успешными. Главное — выбрать материалы, с которыми легко работать.

Виды витражных красок и их особенности

Составы для витражной росписи можно разделить на две большие группы: любительские водорастворимые, которые нужно закрепить обжигом или лаком, и профессиональные сольвентные, на основе смол и органических растворителей. 

Любительские выпускают в самых разных формах: выбор зависит и от техники росписи, и от размера работы, и от опыта художника. Их главный плюс – безопасность и отсутствие запаха. 

Профессиональные составы не в пример ярче, отлично сцепляются с поверхностью, и их не нужно закреплять. Но все они резко пахнут растворителями: вам придется работать при открытых окнах или на воздухе. 

Акриловые краски

Их придумали как безопасную альтернативу профессиональным продуктам. В отличие от лаковых, они не пахнут и легко смываются. 

Акрил хорош для первых работ, когда вы еще не знаете, будете ли продолжать. Он нетоксичен, поэтому подходит для детей и аллергиков.

Плюсы:

  • Доступность и удобная фасовка для тех, кто не хочет покупать дорогие профессиональные составы.
  • Водорастворимость: излишки и потеки стираются влажной ватной палочкой, а случайные пятна на одежде смываются водой.
  • Быстрое высыхание: через 3-5 часов перестают липнуть, а полностью застывают за сутки.
  • Безопасность: можно работать в помещении и без перчаток.

Минусы:

  • Недолговечность покрытия: придется защитить изображение обжигом или лаком.
  • Бледность – за счет отказа от смолакриловые составы менее насыщены и не блестят.
  • Густая консистенция – хороша для малых объектов, но заливать большие площади будет непросто.
  • Плохая укрывистость на глянце – со временем заливка может отслаиваться, образовывать пузырьки и «дырки».
Набор Decola

Витражные краски

Это общее название сольвентных и водорастворимых продуктов. Они позволяют создать эффект полупрозрачного витража. Бывают детскими и взрослыми, профессиональными и для временного нанесения, фактурными, прозрачными и с блеском.

  • Пленки – для детского творчества. После высыхания образуют тонкий клеящий слой, который снимают и переносят на стекло, керамику или ткань. 
  • Составы с добавками – люминесцентные пигменты, глиттеры, блестки. Есть самостоятельные продукты, а есть медиумы для добавления в краску.
  • Люстровые составы с металлическим блеском. 
  • Фактурные – пасты, которые при высыхании создают эффект камня, дерева, бетона. 
  • Объемные – те же фактурные, но на водной основе.
  • Прозрачные – их наносят на основной тон для придания оттенков или для блеска. 
  • Гранулированные – красящие гранулы клеят к поверхности и отправляют на обжиг, чтобы расплавить. 
Набор профессиональных витражных красок PEBEO,  линия Fantasy Moon с фактурным эффектом

Гелевые краски

Составы с гелевой текстурой выпускают для детей и начинающих художников. Это удобная альтернатива традиционным продуктам для росписи горизонтальных объектов – зеркал, перегородок, дверей. Гели оптимальны для трафаретных дизайнов, бывают непрозрачными, прозрачными и с добавками. 

Плюсы:

  • идеальны для начинающих: не растекаются, не пачкают руки, не имеют запаха;
  • удобны для создания фактурных украшений – так, для морозных узоров используют прозрачные гели;
  • легко снимаются: достаточно на 2-4 часа приложить к ним влажную губку.

Минусы:

  • большой расход;
  • не годятся для коммерческих проектов.

Керамические (обжигаемые)

Краска по керамике Love2art

Не обязательно искать для росписи именно стекло – например, если у вас есть керамическая кружка, распишите ее. Некоторыми составами можно работать и по керамике. 

Недорогие керамические составы — почти всегда акриловые. Для закрепления такой рисунок обжигают всегда, а лаком покрывают по желанию. 

Профессиональные составы на смолах (например, Pebeo Ceramic) не обжигают. 

 

Пленочные краски

Созданы для детей и любителей переводных картинок: изображение вначале наносят на ацетатную пленку по трафарету, а после отслаивают и наклеивают на поверхность.

Вариант идеален для временного декора больших площадей: окон, перегородок, дверей. Единственный минус – витражи-аппликации боятся воды и при намокании быстро отслаиваются.

«Луч», аппликация «Витраж» с блестками
«Луч», аппликация «Витраж» с блестками

Маркеры

Составы в банках – это традиционно, а вот в маркерах – нет. Удобные фломастеры особенно нравятся родителям: можно изготовить оригинальную поделку даже с совсем маленьким ребенком. Есть и «взрослые» варианты на акриловой основе: они дороже, но больше по объему.

Маркеры подходят не только для стекла. Ими расписывают фарфор и керамику. Изображения для закрепления принято обжигать. Можно создавать рисунки по заранее намеченному контуру: если взять простой карандаш, при обжиге графит исчезнет.

Краски, требующие приготовления

Сейчас даже мастера со стажем покупают готовые продукты для витражной росписи. Но раньше, когда выбор материалов был меньше, приходилось смешивать составы вручную.

  • Масло + краситель. В мастерских пигмент распределяли по шлифовальной плите, добавляли растительное масло и медленно перемешивали мюллером. Способ позволял контролировать яркость смеси, храниться она могла неделями.
  • Желатин + анилин. Желатин растворяли в теплой воде из расчета 10 гр. на 3 столовых ложки, а затем смешивали с готовыми анилиновыми красителями. Состав нельзя было хранить, им пользовались сразу.
  • Клей ПВА + подручный краситель + ацетон. Такие смеси готовили для домашних изделий и для тонирования брали все, что было под рукой: от гуаши до чернил.

Материалы и инструменты для росписи витражей

Витражную роспись выполняют в различных техниках, но минимальный набор инструментов один:

  • краски – акриловые или сольвентные, на выбор.
  • контур – паста, которой имитируют пайки. Альтернатива - свинцовые широкие ленты.

Что еще понадобится для витражной росписи? Расскажем ниже:

Выбор кистей

Для пробы можно взять кисточки с натуральным ворсом, но синтетические и удобнее, и практичнее. Они не «лысеют» от разбавителей и не оставляют волосков на рисунке.

Вам понадобятся кисти трех типов:

  • тонкие – для мелких деталей;
  • широкие – для объемных заливок;
  • плоские веерные – для нанесения эмалей, лаков и закрепителей.

Альтернатива кистям – пипетки. Некоторые заливают ими большие площади, а веерной кистью распределяют краску .

Вспомогательные инструменты и материалы

  • Контуры (аутлайнеры) – цветные пасты в тюбике. Препятствуют растеканию красок и имитируют витражную пайку. 
  • Трафареты для нанесения картинки, копировальная бумага, маркер или карандаш.
  • Палитра – для набирания и смешивания красок.
  • Мастихин – металлический шпатель для смешивания красок или удаления потеков. Им удобно выравнивать поверхность. Часто вместе с мастихином для растушевки используют губку.
  • Растворители: вода для акриловых составов, уайт-спирит или разбавитель без запаха – для масляных.
  • Медиумы – составы для осветления, загущения, придания матовой или глянцевой текстуры. 
  • Средства для исправления ошибок – зубочистки для выравнивания контуров и протыкания пузырьков, ватные палочки – для стирания подтеков.
  • Инструменты для защиты: перчатки, респиратор, малярная лента, газеты и ветошь для застилания стола, за которым будете работать. 

Техники витражной росписи

Техники росписи витражных стекол можно разделить на два течения: контурная, когда цвет «запирают» внутри выпуклых границ, и бесконтурная, когда цвета и оттенки переходят один в другой. Работы в контурных техниках напоминают классические мозаики. Изделия без контуров смотрятся свежее, но требуют навыка.

Расскажем об основных техниках подробнее.

Контурная

Упрощенная методика для начинающих, когда изображение сначала обводят контуром, а потом закрашивают. Хороша тем, что вы заранее видите результат и можете разбить процесс на шаги. 

  1. Обезжириваем основу и наносим эскиз – фломастером или карандашом. 
  2. Обводим рисунок контурной пастой, чтобы обозначить границы и не дать краскам растечься. Следите, чтобы контур лежал сплошной линией, без разрывов. 
  3. Оставляем до полного высыхания.
  4. Закрашиваем внутренние участки кистью – от краев к центру. Оставляем до полного высыхания – минимум на сутки.
  5. Обжигаем изделие для закрепления. 

Заливная

Когда говорят «витражная роспись по стеклу», часто имеют в виду заливную технику. Внутренние участки не красят кистью, как в предыдущем варианте, а заливают: требуется больше материала, зато конечный результат напоминает настоящий витраж. 

  1. Переносим картинку на предмет и обводим контуром, как в предыдущей технике. 
  2. Высота контура зависит от того, как много краски вы хотите использовать. Чем ее больше, тем плотнее тон и тем меньше прозрачности. Мастера советуют заранее подобрать высоту контура и плотность заливки на “тренировочных” стеклянных пластинках.
  3. Заливаем полученные ячейки при помощи кисти, шприца или пипетки от краев к центру. Потеки устраняем сразу же. 
  4. Сушим.
Чайник с заливной росписью, фото Pinterest

Точечная

Для этой росписи понадобится только контурная паста. Изображение – чаще всего это узор – наносят точками разного размера, формируя «ажурный» орнамент. 

  1. Зачищаем поверхность, переносим эскиз.
  2. Проставляем точки контуром: варьируем их плотность и размер. 
  3. Сушим по инструкции производителя.

Обычно контур не обжигают, но акрил можно закрепить, если хотите часто использовать изделия и мыть их в посудомоечной машине.

Точечная роспись бокала, фото Pinterest
Точечная роспись бокала, фото Pinterest

Марморирование

Импровизационная техника: на водной поверхности формируется пленка масляной краски, а затем переносится на предмет. Прелесть в том, что можно с первого раза удачно декорировать даже вазу или игрушку.

Внимание! Для марморирования подходят только лаковые (сольвентные) смеси.

  1. Наливаем теплую воду в глубокую ванночку – емкость должна быть шире и длиннее изделия, которое будем украшать.
  2. Капаем в воду 2-3 цвета, желательно, контрастные.
  3. Деревянной спицей или шпажкой формируем на воде красочные завитки и вихри, как на мраморе. Следите, чтобы пленка не намоталась на спицу.
  4. Если сделать «вихри» не получилось, налейте новую порцию воды, сделайте спицей воронку и быстро накапайте краски так, чтобы водяная воронка подхватила их и завертела без вашего участия. 
  5. Обезжирим изделие спиртом и салфеткой без ворса. Если какие-то участки должны остаться без декора, оклеиваем их малярным скотчем.
  6. Окунаем предмет в воду и аккуратно «наматываем» на него пленку.
  7. Сушим по инструкции, при желании покрываем лаком.
«Мраморные» бокалы, фото Pinterest

Техника с использованием трафарета

Трафаретные техники хороши тем, что не требуют следить за растеканием краски. Бумажный или пленочный трафарет работает как контур, и рисунок не смазывается.

  1. Зафиксируйте на обезжиренной основе шаблон из тонкой бумаги или пленки. Чтобы шаблон не сдвинулся, воспользуйтесь скотчем или специальным спрей-клеем. 
  2. Осторожно нанесите краску кистью или губкой. Лучше не лить, а промакивать так, чтобы состав не затекал под трафарет. Если все-таки появились излишки – убирайте салфеткой.

Витражная роспись

Сложная техника, когда витражные рисунки имитируют не контуром, а краской. Важно контролировать растекание: добавить загуститель или наносить покрытие тонкими слоями в несколько заходов. 

  1. Переносим изображение на подготовленное основание.
  2. Черным, медным или другим тоном наводим границы. Даем полностью просохнуть.
  3. Закрашиваем пустые ячейки. Высушиваем. Обжигаем или покрываем бесцветным лаком.

Не торопитесь сушить работу феном: от этого изображение потрескается и потускнеет.

Девочка на птице
Витраж с контуром в нише «Девочка на птице» № 307

Роспись пленочными красками

Не путайте ее с английскими пленочными витражами, когда на стеклянные двери-купе или ширмы накладывают полимер и срезают по линиям. 

Здесь мы просто наносим изображение на ацетатный лист, а после снимаем на манер переводной картинки и клеим на любой предмет. 

  1. Переносим рисунок на ацетатный лист – обычно он уже есть в комплекте. Если нет, можно взять файл.
  2. Обводим эскиз контуром, оставляем сохнуть. 
  3. Заполняем пустоты, как и в других техниках. Пленочные составы вязкие: растягиваем их равномерно.
  4. После высыхания снимаем рисунок и переносим.

Роспись по стеклу пошагово

Никогда не занимались рисованием и не уверены, что получится с первого раза? Попробуйте поработать в контурной технике, а для эксперимента выберите что-то плоское – тарелку, полочку или небольшую заготовку для панно. 

Расскажем, как сделать витражную роспись на стекле акриловыми красками:

Шаг 1. Выберите предмет для декорирования и рисунок – идея не должна быть слишком сложной, возьмите простые растительные мотивы или геометрию без мелких деталей.

Шаг 2. Подготовьте рабочее место: застелите его газетами, откройте окно, если работаете с сольвентными составами. 

Шаг 3. Обезжирьте поверхность спиртом или средством для очистки стекла.

Шаг 4. Перенесите рисунок: прикрепите за стеклом и обведите маркером. Если основа непрозрачная, используйте копировальную бумагу

Шаг 5. Обведите маркерный эскиз контуром, просушите по инструкции. Если паста легла неровно, поправьте ее зубочисткой до высыхания.

Шаг 6. Закрасьте пустоты. Расположите изделие горизонтально, чтобы было удобнее. Если это невозможно, наносите состав по слоям, избегая крупных подтеков.

Шаг 7. Просушите рисунок, закрепите обжигом или лаком.

Как подготовить стекло к росписи

Чтобы тон ложился ровнее , поверхность нужно обезжирить. Не пропускайте этот этап. Если работаете акрилом и не планируете обжигать изделие, картинка может отслоиться. 

Вначале вымойте стекло мыльным раствором. Хорошо протрите и обработайте средством для очистки стекол. Затем высушите безворсовой салфеткой из микрофибры. 

Не прикасайтесь к стеклу пальцами: они оставят следы. Работайте в перчатках или положите под руку бумажную салфетку.

Как перенести рисунок на стекло

  • Если основа прозрачная, распечатываем рисунок на бумаге и приклеиваем на скотч с обратной стороны. Обводим маркером и получаем эскиз.
  • Если предмет непрозрачный или добраться до обратной стороны сложно (вы расписываете окна, а на улице зима, или это бутылка с узким горлышком), возьмите копировальную бумагу. Наложите копирку на лицевую сторону. Сверху поместите рисунок и обведите так, чтобы отпечатался след от копирки.

Как закрепить рисунок на стекле

При работе с составами на водной основе закрепление обязательно. Это защитит картину от стирания во время мытья. Обычно акрил обжигают в духовке. Производители всегда указывают время и температуру: 40 минут при 160 градусах в большинстве случаев достаточно. 

Если рисунок наносили лаковым составом на растворителях, обжиг не нужен. Но можно закрепить его лаком. 

Заключение

Роспись по стеклу витражными красками может понравиться сразу – как алмазная вышивка, шитье или другое занимательное рукоделие. Но для того, чтобы первые работы получились и аккуратными, и яркими, художник должен потратиться на материалы, уже иметь какую-то подготовку или постоянно советоваться с терпеливым наставником.

Самое главное в витражной росписи – художественный вкус и готовность к методичной работе. Чтобы создавать действительно эффектные, авторские сюжеты, нужно время, усидчивость и готовность учиться — но результат оправдывает всё.