18/12/2021

Популярность абажуров и витражей Тиффани на много десятилетий пережила своего создателя. Уникальная технология и эксклюзивные элементы интерьера ручной работы вот уже более ста лет сохраняют привлекательность ламп Тиффани, которые по праву можно считать самыми настоящими произведениями искусства.

О технике Тиффани

Технология соединения витражного стекла ручной работы спайкой из меди не зря получила имя известного дизайнера эксклюзивных элементов интерьера. Американец Луис Комфорт Тиффани по мастерству исполнения витражных элементов превзошел своих современников, а придуманное им решение оборачивать каждый фрагмент витражной композиции по торцу медной фольгой вызвало настоящий фурор на парижской выставке. Спайка припоем давала необычайную прочность изделиям, и позволила воплотить в жизнь самые смелые эскизы. 

Несмотря на ювелирную империю отца, Луис предпочел свой путь к успеху. Его витражи, абажуры и бижутерия сразу же стали эксклюзивным и востребованным элементом для украшения интерьеров по обе стороны Атлантики.

Особое стекло

Мастер перенял технологию производства опалесцентного стекла у Ла Фаржа. Благодаря коммерческой жилке он предпринял выгодную сделку – в ходе достигнутых соглашений техника была запатентована и получила название «Тиффани». 

Секрет заключался в добавлении в кварцевый расплав олова или жженого кальция (кости). Получаемое фосфатное стекло приобретало визуальный эффект опала. 

Чтобы получить радужные переливы еще горячая поверхность стекла посыпалась металлической пылью. Крупицы впаивались в поверхность и давали неповторимый эффект. Иризирующее стекло было создано раньше, но именно под именем Тиффани техника стала знаменитой на весь мир. 

Автор шедевров в своей работе также использовал «складчатые» стекла. Неостывшей поверхности стекла придавали нужную драпировку. Особенно выгодно такая техника стекла смотрится в элементах, отражающих растительный и животный миры.

Откуда и как появилась лампа Тиффани

Лампы Тиффани – самые настоящие произведения искусства. Они не столько подчеркивают интерьер, сколько сами становятся центральной экспозицией. Будучи в первую очередь художником, Луис стремился достичь более эффектной цветопередачи. Витражные композиции, к которым он изначально тяготел, всегда зависели от наружного освещения. Заметив, что медный каркас элементов без потери прочности способен принимать не только плоские формы, Тиффани стал экспериментировать. Уже в 1893 году его первые абажуры заняли центральное место на Чикагской выставке. Высокие оценки были даже со стороны чопорной публики Старого Света. Немецкий искусствовед Юлиус Лессинг стал первым европейцем, который привез на континент лампу Тиффани. Дизайнерское решение принесло художнику немалую выгоду – уже через два года Луис наладил серийное производство своих абажуров, спрос на которые неуклонно рос.

Технологии изготовления ламп Тиффани

Изначально художник готовил цветной эскиз по форме будущего абажура. Рисунок фрагментировали и переносили на бумагу. На основе этой схемы создавались пронумерованные шаблоны из картона. Уже по ним из цельного листа цветного стекла вырезались нужные фрагменты. 

После точной подгонки по шаблону торец элемента оборачивался тонкой полоской медной фольги. Она была немного шире толщины стекла и края загибались по направлению к детали.

Пройдя такую подготовку, элементы выкладывались на деревянную болванку, повторяющую форму будущего изделия. На ней была расчерчена карта укладки, исключающая ошибку в компоновке – каждый элемент лампы Тиффани был уникальным и занимал свое место. Фрагменты соединялись между собой при помощи оловянного припоя. После скрепления наружных контуров их пропаивали с внутренней стороны. 

Лампы Тиффани в интерьере 20 века

В начале прошлого века осветительные приборы от Тиффани пользовались огромной популярностью в США. Они придавали эксклюзивность интерьерам любого помещения, и были уместны как в спальнях и гостиных, так и в рабочих кабинетах. 

На европейском континенте продукция известного дизайнера была принята достаточно холодно. Парижские критики, формировавшие моду того времени, узрели в произведениях искусства черты мещанства. По их мнению лампы и абажуры Тиффани выглядели неуклюже, делали интерьер тяжелым и некомфортным. И в 10-х годах прошлого века спрос начал снижаться – во многом это было связано с грядущими социальными потрясениями. 

Лампы Тиффани в современном интерьере

Спустя 60 лет интерес к уникальным абажурам вернул все тот же законодатель мод – Париж. В 70-х годах вспыхнул небывалый интерес к лампам Тиффани, сохраняющийся до сих пор. 

Разумеется, сегодня рынок наводнила продукция разных компаний, использующих авторскую технику. 

Такие дизайнерские элементы сложно назвать «подделкой» – это все та же ручная работа. Оригинальных ламп Тиффани, стоимость которых сегодня достигает сотен тысяч долларов, на всех, конечно же, не хватит. 

Дизайн ламп 

Что касается интерьерных решений, то есть студии, которые не только повторяют авторские шедевры, но и выполняют индивидуальные работы под конкретного заказчика. Такие лампы вписываются практически в любой дизайнерский стиль, за исключением, пожалуй, минималистического и лофта. С их аскетичным содержанием классические и все-таки роскошные лампы Тиффани попросту будут неуместны. При этом в дизайне помещений даже сформировалось особое направление, которое строится вокруг авторских осветительных приборов. Неудивительно, что его назвали в честь американского дизайнера. 

5 необычных шедевров из мира знаменитых ламп

У нас нет возможности описать все шедевры, но не представить самые знаковые модели мы не могли.

ЛАМПА PINK LOTUS

«Розовый лотос» относится к раннему творчеству Тиффани и является одним из самых сложных произведений искусства. Изящество модели было оценено в 2,8 млн. долларов (1997 год) на аукционе Christie's. Попав в частную коллекцию, шедевр больше нигде не выставлялся, поэтому качественных фото и видеоматериалов, отражающих истинную красоту экземпляра, на сегодня не существует.

ЛАМПА SPIDERWEB

Изначально светильник «Паутина» был выпущен в 1900 году в виде источника керосинового освещения. Уже через несколько лет модель подверглась переделке – и вместо стеклянного дымохода под уникальным абажуром появились три лампочки накаливания. В начале прошлого века цена дизайнерского осветительного прибора была нешуточной: за Spiderweb в те времена просили порядка 500 долларов. 

Чтобы соотнести ценность шедевра, достаточно сопоставить ее стоимость со средней почасовой оплатой наемного труда, которая действовала на то время в США. Тогда это были 22 цента, сегодня этот показатель составляет 27 долларов. Что касается лампы, то 9 лет назад на аукционе Sotheby's за нее выложили уже 3,25 млн. долларов. Таким образом «Паутина» остается самым дорогим коллекционным экземпляром среди оцененных работ мастера. 

Стоит отметить, что она вполне справедливо считается одной из самых красивых ламп Тиффани. Ее абажур в диаметре достигает 48 сантиметров, а высота уникального светильника – чуть более 76 см.

ЛАМПА WISTERIA

Более 2000 фрагментов насчитывает абажур «Глицинии». Инсталляция в виде дерева с ниспадающей кроной стала настоящим шедевром, олицетворяющим американский дизайнерский стиль арт-нуво. На сегодня существует множество вариантов Wisteria, но один из тех самых экземпляров, выпущенных в начале прошлого века, был оценен на аукционе Sotheby's в 800 тыс. долл. США. При этом в ходе торгов владельцу пришлось выложить за этот шедевр 1,565 млн. $.

ЛАМПА BAT

На сегодня известно о пяти сохранившихся экземплярах серии «Летучая мышь» от Tiffany Studios. Она была снята с выпуска в 1910 году и представляет собой изделие со стальным основанием и мозаичной инкрустацией. Редкий экземпляр стиля арт-нуво отличался высокой себестоимостью. Примечательным элементом композиции является бронзовый паук, в виде которого выполнена крышка абажура. Этот элемент изначально предполагался для модели Spiderweb.

БЕЗЫМЯННАЯ ЛАМПА

Это, пожалуй, самый уникальный экземпляр Tiffany Studios, который существует в единственном числе. Лампа считается последней разработкой автора, которой было не суждено попасть в серийное производство. Ее обнаружили на фабрике Tiffany Studios после банкротства компании в 1932 году. Единственным оттиском на мозаичном каркасе были слова: TIFFANY STUDIOS NEW. YORK. Традиционное для ламп Тиффани клеймение модели отсутствовало.

Сейчас лампа выставлена на аукционе Michaan, первоначальная цена за лот установлена в размере 1,5 млн. долл. США.

Еще несколько интересных фактов о лампах Тиффани 

Эксклюзивные элементы авторского декора представляют ценность не только как произведения дизайнерского искусства. Часто модели светильников от Тиффани сопровождают захватывающие истории создания или владения.

Авторство

Долгое время считалось, что эскизы к лампам Тиффани – дело рук самого художника. Однако вскрылись интересные факты, что на производстве трудилась целая группа дизайнеров. Одна из них, Клара Дрисколл ( до замужества – Пирс Уолкотт), считается создателем «растительной» тематики в авторских абажурах. Благодаря ее творчеству были созданы орнаменты Глициния, Нарцисс, Пион и другие работы в стиле модерн. Знаменитая «Стрекоза», покорившая Париж в 1900 году, была ее задумкой. 

Клеймо на лампах

Авторские абажуры подлежали обязательному клеймению – каждая модель имела свой номер. Одно время, кроме названия студии и города, подпись включала авторский вензель. При этом метка ставилась и на основание. Примечательно, что ножки для ламп продавались отдельно от абажура. Совпадение маркировки на двух главных элементах ламп Тиффани указывает на эксклюзивность модели, что повышает и без того немалую стоимость творения.

Владельцы

Среди заядлых коллекционеров ламп Тиффани – Джордж Лукас. Предмет его страсти в одной из серии Звездных войн послужил прототипом для подводного города гунганов. Известный продюсер Джоэл Силвер ( «Матрица», «Шерлок Холмс») тоже коллекционирует лампы Тиффани. А вот голливудская звезда Барбара Стрейзанд в 1994 году приняла решение продать свой эксклюзивный элемент интерьера, выручив за него 717 ты. долл. США.